АНИМЭЙТ v.3.0

  +99871 235 43 37

  +99895 198 51 98

Город Ташкент Юнусабадский  район ул Халкобод 15/26

 Горячая линия:+99871 235 43 37

                              +99895 198 51 98

ЗАБРОНИРОВАТЬ

Хива

 

Начало истории Хивы уходит вглубь веков. Никто не знает точно, когда появился этот город, но легенды гласят, что когда-то сын библейского героя Ноя, Сим приказал вырыть здесь колодец. Кстати, древний колодец ныне находится в Ичан-Кале (внутреннем городе). Но на протяжении всей своей истории до 1598 года Хива была маленьким городом в пустыне, который встречал караваны, проходящие через Хорезм. В те времена он часто разрушался различными завоевателями: Александр Македонский, Арабы во главе Кутейбы ибн-Муслима, Чингиз-хан, Амир Темур, и многие другие приходили на эту землю.

 

Но в 1598 году Хива стала столицей Хивинского ханства, т.к. река Амударья изменила свое русло, и уничтожила прежнюю столицу Куня-Ургенч. Постепенно Хива превратилась в небольшой, но хорошо укрепленный город, который к тому же стал духовным центром исламского мира. Однако, в Хиве достаточно долго процветала работорговля – хивинские налетчики угоняли людей в рабство из регионов южной России и Персии. Это привело к тому, что Российская Империя организовала в 1873 году военную компанию, которая покончила с работорговлей в Центральной Азии. Однако, как следствие, Хивинское ханство было включено в состав Туркестанского Генерал-губернаторства.

 

В 1919 году Красная Армия, только образовавшегося Советского Союза, свергла власть последнего Хивинского хана, а в 1920 году Хива стала столицей Хорезмской Советской Народной Республики. А в 1924 году город стал административным центром Хорезмской области в Узбекской ССР. В 1991 году Узбекистан обрел Независимость, а Хива стала одним из главных туристических центров республики. И действительно, на сегодняшний день вряд ли найдется место в Узбекистане где была бы такая концентрация различных архитектурных памятников.

 

НАВИГАЦИЯ

Хива- Фотографии

История Хивы

Драматические события во второй декаде двадцатого столетия, кульминация которых вызвала крах монархического режима и ликвидация самого Хивинского государства сам, оставили несмываемой след на городе Хива. Эти важные события были вызваны силами, уникальными для той беспрецедентной эры и событиями, происходящими в мире.

 

Наиболее важным внешним показателем был глубокий кризис монархической формы правления во всем мире, который в первую декаду двадцатого столетия испытывали Российская и Турецкая империи. В их монархических государствах под влиянием европейских стран и Соединенных Штатов Америки, росло значение реформистского движения за обновление правительства. Под влиянием революционных событий в России 1905-1907гг., революция младотурков 1908 года бросала вызов Хивинскому ханству. Здесь на политической сцене люди стали заявлять о своей преданности демократическим реформам. Хивинский джадидизм появился одновременно с туркестанским джадидизмом. Если бы активисты туркестанского джадио заняли позицию освобождения своего народа от русского колониализма, то они могли бы получить свою независимость, однако основной оппонент Хивинского джадио был монарх их собственного государства. Политическим идеалом джадидизма для более радикальных элементов была Турция с её Конституцией, национальным образованием и уважением Ислама. В своей тактике, они остались умеренными реформистами; но их конечная цель была конституционная монархия. Но даже умеренная программа активистов джадида встречала яростное сопротивление и жестоко подавлялась. Новости о победе Февральской демократической революции в России 1917 года, а также отречение русского монарха от престола всколыхнули всё хивинское сообщество, и вызывали повышенную политическую активность в стране. 4 апреля 1917года толпы людей вышли на демонстрацию на улицы Хивы с лозунгами: «Долой насилие, жестокость и притеснения!», «Да здравствует свобода!». Эти демонстрации проходили под руководством активистов джадидов, которые в конце февраля объединились с партией младотурков и стали называть себя младохивинскими активистами. Проявляя открытое неповиновение солдатам русского гарнизона в Хиве, они присоединились к демонстрации и призывали людей восстать против хана. Однако младохивинские активисты ассоциировали достижение своих целей мирным путём.

 

На волне демократических настроений им удалось сломить Асфандияр-хана и добиться уступок. 5 апреля, Хивинский хан подписал манифест, поданный ему младохивинскими активистами. Тут же с древних стен Хивы объявили о подписании этого манифеста, заявили о создание выборного Меджлиса и избранного плазирского консультативного совета, установлении контроля над государственным казначейством и строительством железных дорог и телеграфных систем, и обещая открытие новых специальных училищ и т.д. Манифест обошел всю страну. Этот манифест, а также вновь созданные государственные учреждения Меджлиса и Совета мазир, учреждённые представителями духовенства, купеческим сословием, интеллигенцией и правителями туркменских племён, представляли собой новый образ мышления в стране, путь реформы и демократии. Младохивинские активисты ликовали. В своём установлении конституционной монархии, они видели плоды своих реформистских мероприятий. Их представители возглавляли вновь созданные государственные учреждения: выдающийся руководитель младохивинских активистов Баба Ахунд Салимов, становится председателем Меджлиса, а их лидер Матмуратов лидером Совета риазир.

 

Однако, радость младохивинских активистов была преждевременной. Положение хивинского монарха всё ещё оставалось прочным. Глава государства Асфандияр-хан продолжал пользоваться неограниченной властью. Он был верховным правителем и правил всей территории. Всё административное управление страной продолжало оставаться в его руках. Он был ханом, который назначал правителей хакимсусол областей, которые были самой крупной административной единицей узбекского населения Хивинского государства. Город Хива вместе со своими двадцатью тремя такими единицами напрямую подчинялся хану. Даже наиби (по узб. старший), и также аксакалы (представители более низкого административного подразделения махаллинского сообщества) назначались на должности ханом и служили до конца жизни. Должности беков (глав клана), бакилов (старейшин более низкого звена), кетхудов (почетных лицх других туркменских племён), атакилов и бивов (руководителей казахских и каракалпакских племён) были наследственными; тем не менее, для того, чтобы получать пост для сына, необходимо было получить одобрение со стороны хана. Правители племён подчинялись специально назначенным должностным лицам хана (беклер-беги). Аталиканд биев выполняли те же функции, что и узбекский хаким и аксакал. Они также выполняли обязанности судей, вели судебные дела своих родственников по законам адата. Местные правители всех категорий пользовались неограниченными полномочиями в вверенных им округах, и жили на средства народа. Помимо своих законных доходов с налогов, взимаемых с населения, у них были и хорошие нелегальные доходы, которые впрочем, не считались незаконными, если они не были слишком высокими и не вызывали жалобы со стороны населения. Эти могущественные правители и их представители поддерживали монархический режим и не желали, чтобы их ассоциировали с новыми реформистскими направлениями. Они утвердили абсолютную монархию как истинную Хивинскую ценность.

 

Преданная поддержка монархического режима также оказывалась и мусульманским духовенством. Существенное по численности и значительное влиянию на народ, оно занимало видное место в мусульманском сообществе. Обеспечивая прочную связь между монархом и народом, духовенство постоянно старалось создать понятие святости ханской власти. Наконец, растеряв все иллюзии по невозможности проведения реформа мирным путём, одна фракция активистов джадидов – либеральное крыло - отошла от активной политической жизни, тогда как другая фракция младохивинских активистов резко поменяла тактику и начала вооруженную борьбу с правящим режимом.

 

Традиционные политические силы государства были полностью упорядочены после создания большевицкого руководства в России и Туркестане. Столица Хивы была местом важной политической борьбы. В 1917году Асфандияр-хан распустил Меджлис и разогнал все организации младохивинских активистов, и стал преследовать их самих. АяфандиярхХан отказался признать большевистское правительство в Росси и Туркестане. Для того, чтобы предотвратить проникновение большевистского влияния в Хивинское ханство, он отменил все уступки, которые предоставил либеральным силам страны. В 1918 году для переговоров в Хиву был приглашён Джунаид-Хан. К этому времени, установление большевицкой власти в конце декабря 1917 года резко усугубило политическую ситуацию в стране.

 

В начале января 1918 года большевицкое влияние в амударьинской области Туркестана и в соседней Хиве возросло. Русские войска расположились по всей Хиве. Нестабильность политической ситуации, усиление голода и непомерный рост продовольственных цен вызывали у населения растущее недовольство. Оно переросло в восстание и привело к необходимости переговоров между местными правителями и купцами. Отношения между разными национальностями в ханстве были также напряженными. Поскольку власть Хан-Узбека в Хиве стала ослабевать, вожди туркменских племён восстали против него. Эта борьба усилилась после возвращения Джунаидхана в Хивинское ханство в конце 1917 года. Ему удалось объединить все неудовлетворенные туркменские племена. В начале 1918 года в расположении Джунаидхана было свыше 1500 вооруженных кавалеристов, представляющих серьезную угрозу для хивинского хана. В январе 1918 года Асфандияр-хан обратился к влиятельным ишанам и муллам и самому Джунаидхану. Он пригласил их в Хиву на переговоры по созданию совместного правительства страны объединения сил для свержения большевиков. После клятвы в верности Джунаидхан был назначен Асфандияром главнокомандующим хивинской армии. Вскоре после этого Асфандияр был убит. При поддержке Джунаидхана на трон взошёл дядя убитого хана Саид Абулла-хан. Фактическим правителем Хивы становился Джунаидхан. За короткий промежуток времени, Джунаидхану удалось увеличить свою армию до 10000 человек. Однако, военные операции в амударьинском районе с сентября 1918 года по март 1919 года показали, что его армия ещё не готова к борьбе с большевиками. Джунаидхан отступил и согласился на переговоры с большевиками. Он выдвинул свои требования – невмешательство РСФСР во внутренние дела страны и вывод их войск с их территории Хивы. Этим он показал большевикам свою непримиримость.

 

9 апреля 1919 года между РСФСР и Хивинским ханством в крепости Тахта было подписано перемирие. В соответствии с этим соглашением население ханство имело право на самоопределение. Обе сторон договорились прекратить все военные действия, организовывать встречи между своими представителями, гарантировать свободу и безопасность перемещения людей всех стран по наземным и водным путям и установить коммерческие отношения между двумя странами.

 

Тем не менее, обе стороны пришли к заключению, что этот договор является неприемлемым компромиссом. Это подтвердилось последующими событиями; обе страны начали подготовку к возобновлению военных действий. Летом 1919 года отношения между большевистской Россией и Хивой обострились. Против России Джунаидхан создал политический альянс с Алирн-ханом, бухарским эмиром. В Хиве и Бухаре была объявления всеобщая мобилизация. Народ, защищавший свою страну от большевистской власти, на самом деле, боролся за свою независимость и свободу. В сентябре 1919 года Реввоенсовет (Революционный военный совет) Туркестана направил телеграмму Главкому, командующему войсками РСФСР с тревогой сообщая: «Нет сомнения, что Хива может повести себя агрессивно в неподходящий момент». Положение необъявленной войны с Хивой сильно раздражало большевистское правительство, а его люди в Туркестане искали военного решения этой проблемы. В обострении среднеазиатской проблемы в России важную роль сыграло мнение Троцкого. Одна из его аксиом заключалась в использовании национально-освободительного движения на Востоке для продвижения интересов «мировой революции», стимулировании военного конфликта, если понадобится. Большевистское правительство России и Туркестана двигалось по направлению сплочения и укрепления всех возможных сил в противостоянии ханству. В ноябре 1919 года было достигнуто соглашение между этими странами. Членами революционного центра, созданного в Турткуле стали представители самых больших туркменских племен враждебно настроенных Джунаидхану, вместе с коммунистами и младохивинскими активистами. Цель этой организации свержение хана и получение его полномочий. Для поддержки они пригласили большевистские войска.

С 22 декабря 1919 года по январь 1920 года большевистские войска начинают воевать вместе с повстанческими силами. Джунаидхан был окружен, но ему удалось избежать боя и сбежать.Однако 1 февраля 1920 была захвачена Хива. 2 февраля 1920 хивинский хан Саид Абдулла отрёкся от престола.

 

Все его полномочия перешли Временному революционному комитету, созданному в Хиве и состоявшему из пяти членов. Султанмурадов (Глава турткульского комитета младохивинцев) становится председателем Ревкома (Революционного комитет). Баба Ахунд Салимов (бывший председатель хивинского меджлиса в 1917 году), Джалал-Ахун (представитель высшего духовенства), Кошмаммед Хан и Моллаораз Ходжамаммедов (два правителя туркменских племён) становятся членами Комитета. Официальные представители России, участники Турккомиссии и Туркфронта скрывали свои цели военной экспансии и свержения государственного режима в Хиве, объявляя все свои меры по борьбе «революционными». Однако, истинная цель эти мер была ясна всем. Председатель ТуркЦИКа, T. Рискулов 25 мая 1920 года писал об этих событиях в своём письме Ленину. Описывая свою точку зрения на роль русских в развитии национально-освободительном движении на Востоке, он писал: «что касается непосредственного поведения русских в Восточных странах, они стремятся устраивать искусственные перевороты, используя большевистское оружие - также как Туркфрон устраивал против Хивы и будет устраивать против Бухары - все это означает новый метод империалистической экспансии». Эти слова оказались пророческим. Младохивинские активисты стали жертвами этой политики.

 

Перед свержением монархии, младохивинские активисты опубликовали свой манифест, где изложили свою программу демократического преобразования: низложение автократического правительства страны, объявление всего имущества и денежных средств собственностью народа, использование доходы вакуфов на благосостояние народа, строительство каналов для орошения свободных хивинских земель, повсеместное открытие бесплатных школ и больниц, улучшение путей сообщения и мостов.